Исковое заявление
О признании сделки, договора купли продажи акций, передаточных распоряжений недействительными, взыскании убытков в виде стоимости акций и упущенной выгоды.
Мерзликиной Татьяне Ивановне на праве собственности принадлежали обыкновенные именные акции ОАО «Горно-металлургическая компания «Норильский никель» в количестве 292 шт. (государственный регистрационный номер выпуска 1-01-40155-F), и обыкновенные именные акции Открытого акционерного общества «Полюс Золото» в количестве 292 шт. (государственный регистрационный номер выпуска 1-01-55192- Е), находящиеся на лицевом счете № 4100004796 в АО «Независимая регистрационная компания» филиал в г. Красноярске (г. Красноярск, пр. Мира, 94 а).
В сентябре 2012 года ООО «Прем Инвест» в лице директора ЛИА предложили истцу обмен принадлежащих акций «Полюс Золото» на акции ОАО «Норильский Никель» на выгодных по утверждению ответчика условиях.
В офисе компании ООО «Прем Инвест» по адресу г. Красноярск, ул. Ленина, д.104 оф. № 6 директор ЛИА и его заместитель Непомнящий Константин Михайлович пояснили истцу, что обмен акций делается через номинального держателя, куда я должна перевести все свои акции, а потом произвести операцию обмена которую имеет право делать только номинальный держатель обладающей соответствующей лицензией центробанка. После обмена акций я смогу по своему усмотрению оставить их либо на лицевом счете данной организации или зачислить на счет в реестре держателя акций «Норильский никель». Кроме того, директор ООО «Прем Инвест» мне пояснил, что зачисляя акции на счет номинального держателя я остаюсь собственником акций, а дивиденды по акциям я буду получать ежегодно через представителя номинального держателя ООО «Прем Инвест» .
Поскольку представленные мне пояснения и документы на подпись у меня сомнений не вызывали, а отчуждение акций в документах не прописывалось – я подписала документы согласно которым мои акции с моего лицевого счета № 4100004796 в «Компьютершер Регистратор» должны были поступить на лицевой счет номинального держателя № 4910002179 в «Компьютершер Регистратор» , где я по прежнему должна была остаться собственником и иметь право распоряжаться акциями. Заполнив передаточное распоряжение от 18.09.2012г. я была уверена, что акции по прежнему принадлежат мне, так как примерно раз в год мне звонили из представители ООО «Прем Инвест» и просили подъехать за дивидендами.
В 2016 году я решила вернуть все акции от номинального держателя на лицевой счет в реестр держателей акций «Норильского никеля» и «Полюс Золото». Приехав в тот же офис, где я с ними общалась, обнаружила, что там никого нет. По телефону нашла Непомнящего К.М., спросила, где они находятся, он сказал, что на Мира, 94, и их фирма распалась, и он будет заниматься нами лично. Я попросила его вернуть все на свои места, а он в свою очередь стал уговаривать оставить все как прежде, что акции работают, не надо беспокоиться и выдал мне 25 000 рублей сказав, что это дивиденды за 2015г.
В августе 2016 года, я решила расторгнуть все отношения с этой компанией, однако на известных мне телефонных номерах включаются автоответчики.
В 2016 г. привлеченные мной юристы помогли мне обратится в АО «Независимую регистраторскую компанию» (ранее ЗАО «Компьютершер Регистратор) по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 94 офис 314 с вопросом о наличии у меня в собственности акций, на что устно мне ответили, что у меня нет никаких акций, я не поверила. Тогда я письменно к ним оформила запрос о предоставлении мне полной и достоверной информации, от 11.01.2017 г. и 19.01.2017 г., наряду с этим я обратилась в Национальный расчетный депозитарий с заявлением от 12.01.2017 г. о предоставлении мне также полной и достоверной информации о наличии в моей собственности акций вышеуказанных эмитентов.
15 января 2017 года я подала заявление в ОП № 1 о проведении до следственной проверки по факту хищения у меня акций «Полюса» и «Норильского никеля», заявление
зарегистрировано в КУСП за № 1054, что подтверждается талоном-уведомлением. Окончательное решение на день подачи иска не принято. 10 марта 2017 года мною были получены от Красноярского филиала ООО «Компания Брокеркредитсервис» документы: сопроводительное письмо с приложением в виде копий заявлений от 09.10.2012 г. и копий договоров купли-продажи б/н от 18.09.2012 г. которые подписаны от моего имени неизвестными лицами.
Из представленных компанией ООО «Компания БКС» документов следует, что сотрудник данной компании заверил, что я лично в его присутствии подписала некие документы на переход собственности на акции на г-на Ларькова И.А., что и было исполнено данной компанией. Кроме того, якобы от моего имени в ООО «Компания БКС» были представлены договора продажи акций , где без специалистов виден факт фальсификации моей подписи.
В представленных мне от ООО «Компания БКС»» документах утверждение «Подписано в моем присутствии. Спец. ОСКО Лобачев А.И.» не соответствует действительности. Я, Мерзликина Т.И. данные документы не подписывала и никогда не была в офисе ООО «Компания БКС». В приложенных к заявлением 2-х копий договоров купли-продажи б/н от 18.09.2012 г. по отчуждению, принадлежащих мне акций в размере 292 шт. «Полюс Золото» и 292 шт. ОАО «ГМК Норильский никель» стоят не мои подписи. Внизу в обоих договорах в графе «расписка» о получении денег стоят не мои подписи. По данным операциям я денежные средства не получал
Истец, Мерзликина Т.И. , не совершал сделок по отчуждению принадлежащих ему акций. Акции выбыли из владения истца помимо его воли.
Требование № 1
Истец просит признать недействительной сделку, договор купли продажи б/н 292 акции ОАО «Полюс Золото» (переход права собственности на акции принадлежащие Мерзликиной ) от 18.09.2012 г. между Ларьковым Иваном Александровичем и Мерзликиной Татьяной Ивановной, передаточное распоряжение от 18.09.2012г. о передачи Мерзликиной Т.И. 292 шт. акций «Полюс Золота» в части внесенных 09.10.2012г. уточнений подписанным неизвестным лицом от имени Мерзликиной Т.И.
В силу требований ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии со ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Согласно п. 1 и 2 ст. 468 ГК РФ. по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму.
В силу ст. 149 операции с бездокументарными ценными бумагами могут совершаться только при обращении к лицу, которое официально совершает передачу прав. Передача, предоставление и ограничение прав должны официально фиксироваться этим лицом, которое несет ответственность за сохранность официальных записей, обеспечение их конфиденциальности, предоставление правильных данных о таких записях, совершение официальных записей о проведенных операциях.
Статьей 28 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" от 22.04.1996 N 39-ФЗ предусмотрено, что права владельцев на эмиссионные ценные бумаги бездокументарной формы выпуска удостоверяются в системе ведения реестра записями на лицевых счетах у держателя реестра. При этом право на именную бездокументарную ценную бумагу переходит к приобретателю с момента внесения приходной записи по лицевому счету приобретателя (ст. 29 указанного Закона).
Таким образом, в соответствии с названными нормами материального права доказательствами, подтверждающими факт отчуждения акций их собственником, являются: договор, передаточный акт, на основании которого держатель реестра вносит соответствующие записи в реестр акционеров общества и у нового собственника возникают права акционера общества. Так как , подпись на договоре , передаточном акте , расписке в получении денежных средств выполнена не Мерзликиной Т.И. , а иным лицом , то указанная сделка является недействительной, поскольку документы подписаны не собственником , а иным дицом, свою волю на отчуждение Мерзликина Т.И. не выражала
Требование № 2
Истец просит признать недействительной сделку, договор купли продажи б/н 292 акции ОАО «Норильский Никель» (переход права собственности на акции принадлежащие Мерзликиной ) от 18.09.2012 г. между Ларьковым Иваном Александровичем и Мерзликиной Татьяной Ивановной, передаточное распоряжение от 18.09.2012г. о передачи Мерзликиной Т.И. 292 шт. акций ОАО «Норильский Никель» в части внесенных 09.10.2012г. уточнений подписанным неизвестным лицом от имени Мерзликиной Т.И.
Согласно Договору купли-продажи ценных бумаг б/н от 18.09.2012 Мерзликина Т.И. передает в собственность Ларькова И.А. 292 шт. по цене 1050 руб.
Согласно расписки имеющейся в нижней части договора указано, что Мерзликина Т.И. получила от Покупателя Ларькова И.А. 306 600 рублей
Согласно представленному Заявлению от 09.10.2012г. от лица Мерзликиной Т.И. указано об ошибке в передаточном распоряжении не указан «договор купли продажи № б/н от 18.09.2012 г.» и заявитель просит считать верным следующее основание
Междепозитарный договор № 589/ДМС-1 от 25.12.1998 г.
Генеральное соглашение № 81637/10-К от 26.01.2010г.
Договор купли-продажи №б/н от 18 сентября 2012 г.
Мерзликина Татьяна Ивановна договор и уточнение к передаточному распоряжение от 13.09.2007 не подписывала, расписку о получении денежных средств не получала , в связи с чем считает сделку, договор купли-продажи б/н 292 акций ОАО «Полюс Золото» от 18.09.2012 г. , передаточное распоряжение от 18.09.2012г. о передачи Мерзликиной Т.И. 292 шт. акций «Полюс Золота» в части внесенных 09.10.2012г. уточнений подписанным неизвестным лицом от имени Мерзликиной Т.И. недействительным.
В силу требований ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Согласно договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму.
В силу ст. 149 операции с бездокументарными ценными бумагами могут совершаться только при обращении к лицу, которое официально совершает передачу прав. Передача, предоставление и ограничение прав должны официально фиксироваться этим лицом, которое несет ответственность за сохранность официальных записей, обеспечение их конфиденциальности, предоставление правильных данных о таких записях, совершение официальных записей о проведенных операциях.
Статьей 28 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" от 22.04.1996 N 39-ФЗ предусмотрено, что права владельцев на эмиссионные ценные бумаги бездокументарной формы выпуска удостоверяются в системе ведения реестра записями на лицевых счетах у держателя реестра. При этом право на именную бездокументарную ценную бумагу переходит к приобретателю с момента внесения приходной записи по лицевому счету приобретателя (ст. 29 указанного Закона).
Таким образом, в соответствии с названными нормами материального права доказательствами, подтверждающими факт отчуждения акций их собственником, являются: договор, передаточный акт, на основании которого держатель реестра вносит соответствующие записи в реестр акционеров общества и у нового собственника возникают права акционера общества. Так как , подпись на договоре , передаточном акте , расписке в получении денежных средств выполнена не Мерзликиной Т.И. , а иным лицом , то указанная сделка является недействительной, поскольку документы подписаны не собственником , а иным дицом, свою волю на отчуждение Мерзликина Т.И. не выражала
О взыскании убытков в виде упущенной выгоды в размере неполученных дивидендов.
Отсутствие истца в реестре акционеров по вине ответчиков лишило возможности истца получать дивиденды, в связи с чем, истец Мерзликина Т.И. заявляет требование взыскании упущенной выгоды в размере неполученных дивидендов за 2012 -2016 гг.
Отсутствие истца в реестре является следствием неправомерных действий работника ответчиков и самих ответчиков. Расчет упущенной выгоды исчисляется из суммы дивидендов за 2012-2016гг начисленных ОАО «ГМК «Норильский Никель» на одну обыкновенную акцию умноженное на 292 незаконно отчужденных у истца акции.
Истец вправе требовать неполученные доходы , которые истец получила бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы ее право не было нарушено незаконным отчуждением без ее воли акций
Правовыми основаниями солидарного взыскания убытков в следствии незаконного списания ( переригистрирования) акций принадлежащих Мерзликиной Т.И.
Защита и восстановление прав владельца ценных бумаг возможны путем подачи исков о возмещении убытков, причиненных неправомерным списанием ценных бумаг, исков о признании сделки недействительной и применении последствий недействительности сделки. Согласно статьи 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей возмещается юридическим лицом. Согласно статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Из содержания указанных норм следует, что требование о возмещении убытков может быть удовлетворено при наличии в совокупности доказательств, подтверждающих условия наступления гражданско-правовой ответственности. При этом неправомерность действий, размер ущерба и причинная связь доказываются истцом, а отсутствие вины - ответчиком.
Согласно пункту 4.14 Положения "О депозитарной деятельности в Российской Федерации" депозитарий обязан возместить клиенту (депоненту) убытки, причиненные последнему в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения депозитарием обязанностей по хранению ценных бумаг и (или) учету прав на ценные бумаги, включая случаи утраты записей на счете депо, а также в случае ненадлежащего исполнения иных обязанностей по депозитарному договору, если не докажет, что убытки возникли вследствие обстоятельства непреодолимой силы, умысла или грубой неосторожности клиента (депонента). Любое соглашение между депозитарием и депонентом (клиентом), ограничивающее ответственность депозитария, является ничтожным.
В силу ст. 403 Гражданского кодекса Российской Федерации должник отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства третьими лицами, на которых было возложено исполнение, если законом не установлено, что ответственность несет являющееся непосредственным исполнителем третье лицо.
В силу пункта 1 статьи 322 Гражданского кодекса Российской Федерации солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства.
Пунктом 3.10 статьи 8 Федерального закона от 22.04.1996 №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» предусмотрено, что держатель реестра возмещает владельцам ценных бумаг и иным лицам, которые в соответствии с федеральными законами осуществляют права по ценным бумагам, убытки, причиненные неправомерными действиями (бездействием) держателя реестра. Эмитент (лицо, обязанное по ценным бумагам) и держатель реестра несут солидарную ответственность за убытки, причиненные в результате нарушения порядка учета прав, порядка совершения операций по счетам (порядка ведения реестра), утраты учетных данных, предоставления из реестра неполной или недостоверной информации, если не докажут, что нарушение имело место вследствие непреодолимой силы.
Согласно статье 7 Федерального закона от 22.04.1996 №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий депозитарную деятельность, вступает в отношения со своими клиентами (депонентами) на основании депозитарного договора (договором о счете депо). Депозитарный договор должен быть заключен в письменной форме. Депозитарий обязан утвердить условия осуществления им депозитарной деятельности, являющиеся неотъемлемой составной частью заключенного депозитарного договора.
Заключение депозитарного договора не влечет за собой переход к депозитарию права собственности на ценные бумаги депонента. Депозитарий не имеет права распоряжаться ценными бумагами депонента, управлять ими или осуществлять от имени депонента любые действия с ценными бумагами, кроме осуществляемых по поручению депонента в случаях, предусмотренных депозитарным договором.
Положением о депозитарной деятельности, утвержденным постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг Российской Федерации от 16.10.1997 N 36 (пункт 4.14), также предусмотрено, что депозитарий обязан возместить клиенту (депоненту) убытки, причиненные последнему в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения депозитарием обязанностей по хранению ценных бумаг и (или) учету прав на ценные бумаги, а также в случае ненадлежащего исполнения иных обязанностей по депозитарному договору.
При этом депозитарий несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее
исполнение своих обязанностей по учету прав на ценные бумаги, в том числе за полноту и
правильность записей по счетам депо перед своим депонентом – ООО «Компания БКС» (указанный подход отражен в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного
Кирющенко Константин Валерьевич
|